Отрывок из доклада директора ветеринарного госпиталя. Позвольте привлечь ваше внимание ещё к одной сфере, в которую активно включены животные, поговорить о тех животных, которые выступают в цирке. Демонстрация дрессированных животных издавна привлекала внимание публики, а начиная с XIX века, она стала неотъемлемой частью циркового представления, неизменно вызывая бурную реакцию зрителей. И действительно, как забавны танцующие медведи, как уморительны пародирующие людей обезьяны… Каких животных только не увидишь в цирке. Как тогда, так и сегодня родители приводят в цирк детей для того, чтобы познакомить их с миром животных, в том числе и диких, научить гуманности и бережному отношению к природе. Но возможно ли это? Основа дрессуры - насилие Работая на протяжении 30 лет ветеринарным врачом в цирке, я ежедневно сталкивался с суровым бытом циркового закулисья. Этот опыт сделал меня сторонником идеи запрета жанра дрессуры. Достаточно сказать, что до 70 % моей лечебной практики – это лечение травм, нанесённых животным дрессировщиками. В основе дрессуры лежит насилие: чтобы укротить дикое животное, человек должен подчинить его своей воле, доказать своё превосходство, а это возможно только путём подавления воли животного. Считается, что существует несколько принципов дрессировки: 1) болевой, рассчитанный на запугивание зверя; 2) поощрительный, возбуждающий вкусовую реакцию у животного; 3) комплексная (смешанная) дрессура, сочетающая вкусовое поощрение и страх наказания. Все дрессировщики говорят о том, что жестокое обращение с животными, подавление болью их воли вызывает лишь ответную агрессию со стороны зверя. Но можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством? Вот пример из практики. Чтобы приучить молодого тигрёнка оставаться на тумбе, на неё кладут кусок мяса. Тигрёнок запрыгивает наверх, но тут же, съев мясо, устремляется прочь. И как только спускается вниз, его начинают бить алюминиевыми прутьями. И так каждый раз: на тумбе малыша ждёт лакомство, а за её пределами – жестокие побои. Эта информация фиксируется в памяти животного и, таким образом, именно страх заставляет его оставаться на тумбе. Таким образом, ответ на вопрос, можно ли добиться от хищника чёткого исполнения того или иного трюка одним лишь лакомством, очевиден – конечно, нет! Это только один из примеров так называемого метода гуманной дрессуры, который считался серьёзным достижением цирка. Помимо физического воздействия в цирке популярен и другой метод – голод. Как правило, крупных хищников кормят один раз в день, после представления. Если же кто-то из них отработал нечётко, он лишается своей порции до следующего раза (то есть животное голодает в течение 48 часов). Понятно, что вся эта «кухня» остаётся неизвестной для зрителей, восторженно принимающих номера с животными. Таким образом, они оказываются дезинформированными о реальных взаимоотношениях человека и зверя. На самом деле, цирковые животные – это не «звёзды манежа», как стараются внушить нам дрессировщики, а несчастные создания с изуродованной психикой и покалеченным телом. В этом зрелище нет ничего познавательного для детей: животные появляются здесь в неестественной для них обстановке, их поведение искажённое, инстинкты подавлены, в них нет ничего от гордых и независимых существ, какими их можно наблюдать на воле. Правильно ли воспитывать у ребёнка любовь к животным посредством такого обманного зрелища?

Теги других блогов: животные цирк дрессировка